|
|
Дополнительная антикоррозионная защита кузова автомобиля в процессе эксплуатации
Агрессивность окружающей среды приводит к тому, что антикоррозионная защита (покрытие), нанесенное на кузов автомобиля при его изготовлении, теряет защитные свойства после некоторого срока эксплуатации. Для восстановления защитных свойств антикоррозионной защиты кузова в процессе эксплуатации, кузов нужно подвергать дополнительной обработке антикоррозионными составами, наносимыми на днище, во внутренние (скрытые) полости кузовных деталей и т.д.
Ко всем материалам, применяемым при антикоррозионной обработке кузовов, предъявляется ряд требований. Так, слой антикоррозионной защиты должен образовывать прочную и эластичную пленку, стойкую к механическим воздействиям (при вибрации и деформации кузова) и не поддающуюся разрушающему действию влаги и солевых смесей и растворов. Пленка должна быть водонепроницаемой, несмачиваемой. Материал покрытия должен обладать хорошей проникающей способностью, т.е. попадать во все микротрещины и поры до момента высыхания, сохранять пластичность при колебаниях температур от -50 до +70 градусов Цельсия; не должен оказывать разрушающего (химического) воздействия на лакокрасочные покрытия кузова, на пластмассовые и резиновые детали.
Материалы, предназначенные для антикоррозионной защиты днища кузова, кроме защитных свойств должны иметь высокую механическую прочность, повышенную адгезию к поверхности металла и обладать противошумными свойствами. Разработанные в последние годы покрытия, состоящие из ингибиторов коррозии, комплексных загустителей, наполнителей и растворителей, сочетают в себе высокие защитные свойства, устойчивы к ударным нагрузкам и действию агрессивных растворов солей. Отечественные покрытия этой группы НГ-216А и НГ-216Б по своим защитным свойствам не уступают зарубежным аналогам.
Для защиты внутренних сечений лонжеронов и дверных порогов, скрытых поверхностей дверей и других труднодоступных мест кузова используют покрытия группы МЛ (от первых букв шведской фирмы “Моторман Лаурин”, разработавшей технологию нанесения антикоррозионных материалов под давлением), отличающиеся от покрытий первых групп более высоким уровнем проникающей способности, быстродействия и водовытесняющих свойств, однако имеющие низкую абразиво- и атмосфероустойчивость. Сравнительные испытания покрытий этой группы показали, что отечественное покрытие Мовиль, разработанное в 1977г. сотрудниками исследовательских организаций Москвы и Вильнюса, обладает хорошими защитными свойствами и не уступает зарубежным продуктам аналогичного назначения, а в некоторых случаях даже превосходит их.
Дополнительная антикоррозионная защита кузова автомобилей ВАЗ (как и других автомобилей) применяется сравнительно недавно и осуществляется в специализированных автоцентрах и на станциях технического обслуживания, где для этих целей используют антикоррозионные материалы типа Мовиль (Россия), Тектил (США), Прот (Италия), Лобакон (Австрия), Элаксон (Германия). Нанесение защитного материала во внутренние полости всех профилей атомобильного кузова проводят при помощи форсунок со специальными головками различной формы и с разным углом разбрызгивания. Для подвода распылителей во внутренние полости используют дренажные отверстия или просверливают новые в необходимых местах.
После антикоррозионной обработки эти отверстия закрывают резиновыми заглушками. В зависимости от оборудования, используемого при нанесении покрытия, различают два метода:
1. Метод воздушного распыления - наиболее простой, традиционный и доступный. В этом процессе необходимо давление сжатого воздухав пределах 0,5 - 0,8 МПа. Применяемое оборудование: пистолет-распылитель с бачком емкостью 1,5-2 л, соединительные шланги и удлинительные насадки к распылителю. Струя воздуха, проходя под давлением через распылитель, увлекает из бачка разбавленный до требуемой вязкости состав, который наносится на предварительно очищенную поверхность кузова. Для напыления защитного материала на труднодоступные участки к распылителю подсоединяются специальные угловые насадки, удлинители и гибкие наконечники. В этом случае распыливающий узел - сопло - переносится с пистолета на конец насадки.
Доведение состава до мелкодисперсного состояния при воздушном распылении позволяет получить плотно прилегающую и довольно равномерную защитную пленку. Однако этот метод имеет недостатки: во время работы установки создается туман, ухудшающий условия работы и увеличивающий потери материала; надежная работа распылителя обеспечивается только в вертикальном положении.
2. Метод безвоздушного нанесения покрытия основан на использовании давления сжатого воздуха лишь для привода плунжерного насоса, подающего антикоррозионный состав под высоким давлением. При этом практически весь антикоррозионный материал подается на кузов, так как воздух в распыливающих головках отсутствует. Это позволяет экономичнее расходовать материалы и создает лучшие условия работы. Давление, при котором подается состав, в зависимости от типа оборудования находится в пределах 7,2-18,0 МПа. Это позволяет распыливать материалы с более высокой вязкостью, чем при воздушном методе.
С помощью безвоздушного метода можно наносить различные антикоррозионные составы, в частности такие, как маслобитумные, эпоксидные, лакокрасочные материалы вязкостью по ВЗ-4 от 20 до 80 с. Кроме того, можно получить слой шпаклевочных материалов вязкостью по ВЗ-4 150-180 с толщиной 150 мкм.
|